Лучанова Полина

В 1977 году в городе Нижнеудинск Иркутской области на свет появилась Полина Лучанова. Она окончила сначала детскую художественную школу в Нижнеудинске, а затем, с отличием, художественное училище в Иркутске, продолжила совершенствоваться в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова. В скором времени имя молодой художницы было уже известно в кругах почитателей живописи. Активное участие Полины Лучановой в российских и зарубежных выставках, таких как «Золотая кисть» в Москве в 2003 году, юбилейной выставке «20 лет Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества», в 2005-2006 годах прошедшей в Москве и Санкт-Петербурге, «Культурное наследие России», в 2010 году прошедшей в Российском посольстве в Лондоне, выставке «Россия 2010», проведенной в Москве в резиденции посла Великобритании, было отмечено многими ценителями искусства. Ее участие в международных конкурсах отмечено наградами.

Реализм и современность автора

Реалистическое направление в современной живописи Полина Лучанова выбрала еще во время учебы, недаром ее дипломной работой был «Автопортрет с детьми». Отношение к реалистическому направлению некоторыми исследователями отмечается как «неактуальное искусство», которое определяется стремлением авторов находить и использовать новые изобразительные приемы, технические способы. Такой подход разграничивает таких современных ищущих авторов и реалистическое искусство.

Подход Лучановой в работе таков, что она стремится показывать мир во всем его многообразии, при этом, не отвергая прежних методов в изображении, а наоборот, раскрывая новые стороны, не использованные ранее возможности. Благодаря этому произведения художницы существенно отличаются от картин новаторов, которые, работая в этом же направлении, не отказываются от архаизации и ретроспекции. Полина Лучанова творит живые образы, а не музейные, выбирает сюжеты не ограниченные событиями прошедших времен. Такой выбор позволяет ей эффектно использовать приемы своих предшественников, своеобразно раскрывая свое мастерство.

Занимая позицию современника в своих произведениях, она как бы держит дистанцию, отстраненно изображает исторические сюжеты, пейзажи, но при этом не уходит от достоверности своих произведений, и ее работы исторического жанра не похожи на реконструкцию при всей их предметно – бытовой точности. У Полины Лучановой свое видение современного художественного процесса и тех задач, которые ставит перед собой. Считая, что необходимо передавать красоту, величественность, живописность натуры, обращать зрителя к миру радости, любви и счастья, она чужда построению живописи на пиаре, сенсациях, не считает, что достаточно иметь дар от природы, не развивая его в учении, но быть при этом хорошим художником. Сторонница высокой школы реализма, она требовательно относится к себе.

Такие же черты свойственны многим художникам, сторонникам школы художественного мастерства, их объединяет преклонение перед красотой мира, созданного Богом. В 1986 году этой школой стала Российская Академия Живописи, Ваяния и Зодчества, основанная Ильей Глазуновым, являющимся народным художником СССР. Не похожая ни на какие другие учебные заведения, использовавшая методы преподавания, основанные на классических художественных принципах образования, выработанных в дореволюционное время в Императорской Академии Художеств. Выпускники Академии, оттачивая свое мастерство в академическом рисунке, законах составления композиции, технике живописи, пластической анатомии, копируя произведения известных живописцев прошлых лет, с гораздо большей легкостью решают различные непростые творческие задачи, претворяют в жизнь собственные творческие планы. Все это дает им прочные основания в художественной жизни, проявляет их высокое мастерство, индивидуальность, которые развивает в них учеба в Академии.

Как правило, к защите дипломной работы выпускники подходят порой с уже пятнадцатилетним пройденным периодом обучения. Полина Лучанова тоже постепенно проходила каждый этап учебы, переходила на все новые ступеньки, которые постепенно раскрывали в ней все грани, возможности, которые есть в искусстве. Способствовало этому ее рождение в семье художников, где она с ранних лет оказалась в творческой среде, окружавшей ее и ее родителей. Следующей ступенькой стала художественная школа, где она уже почувствовала свою приверженность к живописи, осознала необходимость учебы для раскрытия талантов. Основой основ для творческой натуры Лучановой стала ее горячая любовь к своему делу, которому она решила посвятить свою жизнь. Стремление к постоянному самосовершенствованию, целеустремленность, не позволяющие опускать планку в творчестве, являются ее отличительной чертой. За это ее уважают, ценят зрители и коллеги.

Она не останавливается в поиске средств и мотивов для воплощения поставленных целей в живописи, занимаясь самообразованием, с огромным интересом посещает мировые музеи, изучает творчество художников выбравших, как и она, реалистическое направление в живописи. Ее захватывает импрессионизм, русская живопись 19 и 20 веков, искусство академизма. Полученные знания из истории искусства дают возможность Полине Лучановой творчески подходить к использованию художественного языка тех направлений и стилей, которые ее интересуют для воплощения определенных образов, человека или природы.

Пейзажные серии стали результатом полученных художницей впечатлений от путешествий по разным странам, городам России и зарубежья. Желая передать зрителю, как прекрасен и многообразен окружающий мир, она создает множество пейзажей, где передает то, что понравилось, захватило ее воображение. Занимаясь живописью непосредственно на пленэре, творчески изображает свои чувства, свое видение природы, покоряющее ее в те мгновения, когда она занята работой. Прекрасны морские пейзажи, которые были написаны ею во время поездок в Крым и Прибалтику в 2004 и 2007 годах. Она передает в них малейшие черты, тонкие нюансы характеризующие состояние природы, максимально достоверно изображая окружающий мир. Работая над архитектурными пейзажами Ростова и Санкт-Петербурга, ей удается отразить величие, которое присуще творениям мастеров прошлого, передать, насколько тесно взаимосвязано, переплетено прошлое и настоящее.

Одним из наиболее любимых и интересных жанров изобразительного искусства у художников и у зрителей считается портрет. Для Полины Лучановой этот жанр представляет особый интерес, в портрете она сочетает свой собственный интерес к моделям вместе с приобретенными обширными знаниями в истории портретного мастерства. Своеобразные, всегда уникальные композиции пишет она, каждый раз изображая особый образ, который ею отмечен у портретируемого. Она выбирает наиболее характерные, яркие черты, которые своей умелой кистью выводит на полотнах, передавая внутреннее состояние образа.

Не всякий художник, как Лучанова, пишет с использованием классической техники многослойной масляной живописи, основы которой не меняются уже на протяжении многих веков. Создать живописное полотно, используя такую классическую технику, при которой последовательно накладывается сначала подготовительный рисунок, подмалевка, а затем несколько слоев лессировок, способен только грамотно владеющий кистью художник при немалых временных затратах над этой кропотливой работой. Однако результат того стоит, поскольку изобразительные эффекты, полученные при использовании такой техники, поражают воображение. Старательный труд над изображением каждой детали одежды, предметов быта, выбором построения композиции, передача пластических особенностей природной грации, достоинства человека, все это оставляет увлекательный процесс познания и раскрытия в творческой работе художницы, обнаруживает ее умение работать с каждой моделью, в результате чего появляется произведение, пронизанное теплыми воспоминаниями. Особое отношение к достоверности передачи деталей делает портретную живопись Лучановой дышащей естественностью в изображении.

Групповой портрет – непростая задача для любого художника. Полина Лучанова выбрала этот жанр для своей дипломной работы, которая должна была стать своеобразным итоговым этапом для ее многолетнего обучения и работы. Прежде всего, она продумала композицию, которая объединяла бы тех персонажей, которых она намерилась изобразить. Для этого была использована особая световая атмосфера. Перламутрово-жемчужная гамма, перерождая яркие оттенки, дает наиболее мягкое распределение света. Немаловажную роль играет композиционное построение на столе натюрморта, подчеркивающего очаровательное окружение человека предметами, расставленными на нем, – фруктами, посудой. Для передачи спокойной обстановки, в которой протекает жизнь ее персонажей, некой умиротворенности, уюта жизненного этих людей, она изображает персонажей, их действия неторопливыми. На картине нет динамики, только покой, размеренность жизни, которые и старалась изобразить Лучанова.

Те портреты, которые были написаны художницей углем или графитным карандашом, исполнены в графической технике и обладают своеобразным камерным звучанием, приковывая взгляд зрителя к изображенным образом, раскрывая перед ним их характерные черты. Появление таких портретов относится к 15-16 веку, когда они стали пользоваться популярностью в качестве своеобразных подарков, хранящих память о дорогих людях. Несмотря на то, что их размеры невелики, на них довольно точно воссоздается облик, присущий тому, кто изображался. Анималистика в творчестве Лучановой появилась благодаря ее личному интересу к конному спорту, интересу к таким прекрасным животным как лошади. Для большей выразительности, изображая лошадей, всадников, Полина создает композиции, в которых фон не обременен лишними деталями. Таким образом, анималистические картины художницы дышат натуральностью, документализмом, когда на фоне низкого горизонта, нейтральной обстановки, зрители видят во всей красе грациозный образ этих прекрасных благородных животных. Все внимание уделяется именно им, поскольку для Лучановой важно привлечение взгляда человека к тому прекрасному, что видит она в мире.

Современная реалистическая живопись в лице Полины Лучановой обрела перспективный наглядный пример для деятельности в этом творческом русле. Впитанные ее классические традиции позволяют с большим мастерством, не тратя время на актуализацию новых приемов в искусстве, создавать произведения говорящие о силе, непреходящей ценности традиционного. Фактуру и выразительность обретает ее живопись в создаваемых светоносных и витальных образах, которые и отличают творчество художницы, делая его особенным среди произведений коллег.

Все художники »