Караханян Грант

В столице Армении – Ереване – 4 июня 1952 года родился будущий замечательный художник Грант Караханян. В опыт его образования входят учеба с 1967 года в Ереванском музыкальном училище им. Р. Меликяна и в театрально-художественном институте г. Еревана (окончил в 1975 году).

В 1986 году Грант Караханян стал членом Союза художников Армении, а в 1995 его приняли в международную федерацию художников ЮНЕСКО.

Свои работы Грант Караханян представлял на многих выставках в разных странах:

– Армения. Выставка «Ереван и ереванцы», 1982
– Россия. Международная выставка СССР и ЧССР в Москве, 1983
– Белоруссия. Всесоюзная выставка акварели в Бресте, 1985
– Эстония. Выставка в Таллинне, 1989
– Бельгия. Выставка в Брюгге, 1990
– Россия. Выставка в Центральном доме художника в Москве, 1992
– Чехия. Выставка в Иглаве, 1993
– Испания. Выставка в Барселоне, 1995
– Армения, Ереван. Персональная выставка, 1996
– Россия, Москва. Персональная выставка, 1997
– Италия. Выставка, посвященная Данте Аллигиери,2001
– Армения. Выставка к 1700-летию принятия Христианства в стране, 2001
– Объединенные Арабские Эмираты. Выставка в Абу-Даби, 2001
– Франция. Выставка в Париже, 2003
– Италия. Выставки во Флоренции и Риме, 2003

Последняя выставка Гранта Караханяна была проведена в Москве в 2004 году. 18 октября 2005 года художника не стало.

Таинственный мир Гранта Караханяна

Еще со школьных лет Гранта Караханяна окружающие замечали его необыкновенные творческие способности, обладание особым видением мира. Он не по-детски умел чувствовать необычайную таинственную красоту в самой обыденной реальности.

Грант ни разу не усомнился в выборе занятия на всю жизнь. По зову сердца он пошел учиться живописи в театрально-художественный институт, с удивительной настойчивостью постигая там все тонкости профессии. Его очаровывала многогранность мира, часто его увлекали мысли о взаимосвязи видимых физических явлений с их внутренней тайной сутью. Грант не сомневался в обилии пищи для творчества, умея силой своей живописи передать недоступное взору простого человека великолепие вроде бы самой невзрачной природы. Без сомнения, это умение принадлежит только истинно талантливому человеку.

Грант Караханян поставил для себя в творчестве высокую планку, не смея больше опускаться ниже. Он считал своим долгом истолковать суть объективной реальности, получить несчетное количество ответов на загадки нашего огромного сложного мира. Вкусы художника отражают его склонность к подлинности и натуральности. Живописец наполнял свои работы радостью, грустью, нежностью, оттеняя их тонами различных чувств.

Сейчас мы имеем возможность любоваться творчеством периода всей жизни художника. По работам Гранта можно проследить у него сублимацию классических принципов армянской школы живописи.

Грант чётко и быстро выделил свои художественные интересы, не обращая внимания на современность или старомодность. Правда, окончив институт, он мог подвергнуться влиянию новаций, но даже при беспрепятственности для модных стилей он остался верен своим принципам.

Одна из самых сильных черт творчества Гранта Караханяна – присущность его искусству стилевого плюрализма, что подтверждает масштабность его мыслей и чувств. Приехав поработать в Испанию, Грант искал смены впечатлений, но эта потребность не заключалась только в жажде к экзотике. Он умел осознавать внутреннюю сторону явлений, поэтому воспринимал испанские впечатления гораздо глубже благодаря своей эрудиции, опытному уму и цивилизованным чувствам.

Оживление внутренней работы чувств и новый всплеск для творчества дали, конечно же, внешние впечатления: резкость и острота жизни испанцев. Но всё равно, даже испанский танец художник воспринимает необычно – как восстание духа людей, как возможность рассказать о смерти. Казалось бы, такое явление как испанский танец уже давно стало стандартом для знакомящихся со страной, но живописец и здесь смог выделить самое главное, познавая новый, но как оказалось, совсем не чужой мир.

В глазах художника Испания – страна с особенно ярким, чувственным климатом, и танец здесь является не просто развлечением для отдыха, а отражением любви к жизни испанского народа. Эта черта свойственна и русским людям. Через танцевальную динамику в своей живописи Грант передает счастье жизни – это и есть главная цель его эмоционального, такого нужного для нас, творчества.

В пейзажном жанре армянская живопись собрала огромный опыт. Перевиданные образы появляются в картинах различных художников. Грант Караханян не отдаляется от этих привычных видов и пишет всё то, что присуще пейзажисту, но он руководствуется своим главным принципом – передать необходимое настроение через тон подходящих эмоций, при этом не исказив окружающую реальность. У Гранта пространство – это не просто область для творчества, это настоящее переживание, наполненное либо беспокойством и смятением, либо чувством покоя и тишины. Не ломая стереотипов, художник выводит предмет искусства в сферу таинственного и высокого. Появляется ощущение, будто изображенные предметы растворены в подвижной полусветлой среде. Мягкая, чуткая кисть подчеркивает главное предметно-атмосферное начало.

Превосходные портреты Гранта Караханяна также не оставляют зрителей равнодушными. Автопортрет художника – одна из сильнейших работ, представленных на первых выставках. Этот портрет отличается удивительной уверенностью и силой письма. Изображая свое лицо, автор старался передать в портрете и свой внутренний мир: можно заметить усилия художника задержать всплывающую сквозь черты лица мысль через сложные мазки, передающие непостоянство теней, пробегающих по лицу. Но по прошествии десяти лет в автопортрете уже практически невозможно узнать былого Гранта. Черты лица отражают отпечатки, наложенные временем. Свет, падающий на лицо, яркий, но тяжелый. Он придает некоторую грубость лбу, подбородку, скулам. Заметно, что автопортрет сконцентрирован на внутреннем мире художника. Портрет не романтичный, а исповедальный, очень мужественный.

Под каждый человеческий тип подстраивается пластика почерка и манера письма художника. Особенно это заметно у Гранта при изображении женских образов. Художник замечательно передает сходство, при этом не изменяя своё понятие о личном идеале женского обаяния. Вечный тип женственности – хрупкий, нежный, добрый и загадочный облик. Такие образы Грант пишет с особой бережностью.

Удивительная способность Гранта Караханяна запечатлевать краткую мимолетность чувств замечается в любых жанрах его творческих работ. Больше всего его увлекала неповторимость каждого временного промежутка. Для написания натюрмортов с женскими образами в мастерской или в домашней обстановке художник выбирал непросторные помещения, в которых лучше проявляются тонкие нюансы обстановки интимности. Предметы, всегда присутствующие на натюрмортах – вазы с цветами, фрукты – перекликаются с завораживающими, будто тающими, отражениями женских фигур, привлекающими взор изумительной пластикой. Необыкновенные композиции манят тонким сочетанием полутонов, рассеянным светом, смягчающим формы предметов. Иногда кажется, что воздух на картинах можно потрогать.

В изображении различных настроений художник находит избавление от подавленности, тревоги. При просмотре работ Гранта Караханяна появляется интерес к персоне самого живописца. Художник умеет задевать внутренние струнки, отражая своё видение окружающих предметов.

Гранта Караханяна не стало 18 октября 2005. Он мужественно боролся с неизлечимой болезнью, при этом работал до последнего, создавая восхитительные картины.

Все художники »