Асатрян Ашот

Ашот Асатрян родился в 1954 году. Родина Ашота Асатряна – Армения, село Арташаван. Профессию осваивал в Ереване, в художественном училище им. Ф. Терлемезяна. Закончил училище в 1974 году. Членом Союза художников Армении стал в 1988 году, а в 1995 его приняли в Международную федерацию художников ЮНЕСКО. Галереи и частные коллекции России, Европы, США хранят сегодня его работы.

Выставки с участием Ашота Асатряна:

Персональная выставка в Норвегии, в Осло – 1991 год
Выставка в России, в Москве – 1992 год
Выставка в Германии, в Анбахе – 1993 год
Выставка в Германии, в Бремене – 1994 год
Выставка в Польше, во Вроцлаве – 1995 год
Персональная выставка в России, в Москве – 1997 год
Выставка в Норвегии, в Тисе – 1998 год
Персональная выставка в Англии, в Лондоне – 1999 год
Выставка во Франции, в Париже – 2000 год
Персональная выставка в Норвегии, в Фоссе – 2000 год
Выставка в Бельгии, в Антверпене – 2001 год
Выставка в ОАЭ, в Дубае – 2002 год
Выставка в Польше, в Варшаве – 2003 год
Выставка в Испании, в Барселоне – 2004 год
Персональная выставка на Мальте, в Валетте – 2005 год
Выставка в Сирии, в Дамаске – 2006 год
Выставка в США, в Майами – 2007 год

По словам самого художника, хорошие произведения не создаются с помощью рассудка. Для них нужен полет в просторах подсознания. В процессе творчества нельзя размышлять о чем-то, так как это сковывает и лишает свободы перед мольбертом. Предназначение произведений искусства – быть источником энергии для зрителя, говорить с его сердцем…

Игра со зрителем…

Прежде всего в мастерской Ашота Асатряна взгляд привлекают мирно соседствующие гипсовые слепки известных персон античности, расставленные по стеллажам, и произведения живописи в стиле модернизма. При этом в раскладе работ художник не придерживается хронологического принципа. Разные периоды его творчества соседствуют и чередуются столь же мирно. То же можно сказать и о техниках, в которых работает Ашот Асатрян: живопись и графика, произвольно сочетающиеся.

Чтобы правильно воспринимать его картины, необходимо уметь настроиться внимательно, с готовностью видеть два образа – конкретный и абстрактный. Художник как будто играет со зрителем, предлагая ему своего рода головоломку, в которой «спрятано» несколько изображений, и их можно уловить, по-разному фокусируя взгляд. Вначале воспринимаются абстрактные, отвлеченно-чувственные формы, потом под абстракцией «прочитывается» реальный прототип, а вместе с этим проступает злободневность и некоторая осмысленность.

Существуют художники, которые в любом возрасте и в любой период своей жизни пишут произведения, прославляющие некий приятный призрачный сон о мире…

Живописцы обычно делят колористическое восприятие на мгновенное, чувственное, длительное, аналитическое и подсознательное. Бесконечность новых живописных смыслов открывается в картине благодаря подсознательному восприятию. Яркий пример тому – поздние, практически монохромные, работы Тициана или Рембрандта. Ашот Асатрян выше всего ставит такой вид восприятия, цель которого – постижение бесконечности. Он находит собственные приемы, которые во многом общи с музыкой и базируются на ритмах, эмоциях, на интонациях цвета. У него нет ярких четких красок, ясных форм. Его мотивы напоминают ускользающую призрачность.

Художник сам утверждает, что его живопись не располагает к бурным овациям, что она, уходя куда-то вверх, обычно заканчивается, оставляя после себя тишину, так необходимую для раздумий.

Пусть восприятие содержания картин Асатряна несколько сложное, но названия их переводят сознание смотрящего на понятийный уровень. Однако, и это в каком-то смысле обманчиво. Ложные символы и мнимые образы – игра, все та же игра, в которой, не произнося ничего, говоришь нечто.

Сам автор ценит в своих работах привлекательность фактуры и энергию исполнения. Эта живопись нацелена на появление у зрителя незапрограммированной гаммы разных эмоциональных и интеллектуальных реакций. На поверхности холста образы будто бы растягиваются, а формы образуют важное качество фигуративности, уплотняясь. Это, по словам художника, чувственный процесс, разговор с материалом… Автор, создавая картину, получает эстетическое удовольствие, подчеркивая специфику материала, зритель же сопереживает этому процессу, эмоционально приобщаясь к нему.

Любимый художник Ашота Асатряна – Эль Греко. Но это не значит, что между ними нужно искать сходство стиля или повторение сюжетов. Есть еще близость по мыслям, по духу. Эта близость понимается только при виде работ. Самым близким себе среди армянских художников Ашот Асатрян считает Альберта Парсамяна. Глубокое убеждение Асатряна – в том, что каждое произведение должно быть завершенным и привлекать этим, как живой организм. Недосказанность картины отталкивает, завершенность – притягивает зрителя.

Триптихи, серии, циклы неслучайно так востребованы художником. Эта форма раскрытия художественного замысла помогает избавиться от статичности в живописи, не сковывать себя, делает живопись более экспрессивной, динамичной. Разглядывая его серии, зритель как бы видит разворачивающееся прямо перед глазами изображение в движении.

Работы художника всегда многогранны и выразительны. В них найдена его собственная форма отображения жизни. При этом автору не пришлось отрываться от своих армянских корней. Гармоничное соседство в творчестве новаторства и традиционности, завершенной уверенности и многозначности, близкой осязаемости и бесконечности – в этом и есть уникальность его стиля.

Все художники »