Чайников Григорий

В деревне Грахово Удмуртской АССР 28 ноября 1960 года в русской семье родился Григорий Леонтьевич Чайников.

Он окончил в 1976 году Волошскую среднюю школу. После чего поступил в Удмуртский государственный университет на факультет художества и графики. Но, не успев окончить свою учебу там, был переведен в Суриковский художественный институт. Это путь к успеху. А в 1987 году окончил мастерскую под руководством В.Г. Цыплакова Суриковского художественного института. Уже в 1988 году начал свое обучение в мастерской живописи братьев Ткачевых, и в 1991 году окончил. Работал в Доме творчества имени Репина, там же он и написал большую часть своих полотен. И в 1988 году он стал членом Союза Художников России. Его труд был высоко оценен на всевозможных выставках с 1988 года и позже, и на аукционе « Сотби». С 2001 года – член-корреспондент Академии Художеств России, заслуженный деятель искусств Удмуртской республики. В 2007 году достиг очередной вершины своего творческого успеха, будучи удостоенным премии Русской Галереи Искусств.

Чайников – мега-художник, ярчайшая творческая личность. Профессионал, тонко чувствующий жизнь, – таких мало. Однако, главный парадокс судьбы его творчества – в том, что при всей его безграничной любви к России, излитой в собственных картинах, на Родине его работ очень мало. Более того – их почти нет. Соответственно, творчество его недостаточно знакомо соотечественникам, а вот за рубежом он очень широко известен и высоко оценен. Там же преимущественно хранятся и его работы, к которым только после его смерти проявился повышенный интерес, в том числе и в России.

Григорий Чайников - мастер своего дела, его полотна отличаются от других искренностью, живыми красками, в своих работах он выражал реалистичные мысли и правду жизни. В каждом его полотне ощущалась любовь: любовь к родине, своей работе и к людям. За недолгую творческую жизнь у него сформировались принципы, которым он сохранял верность. В школе, университете, институте, он у своих преподавателей учился смотреть реалистично на жизнь, ориентировался на традиции. Все это живо отображается в его творчестве.

У художника много выдающихся работ. Это оценила русская реалистическая школа живописи. Не могли оставить зрителя равнодушным его портреты и деревенские интерьеры. Они были просты по композиции, сдержанны по тонам, было в них что-то трогательное, близкое каждому. Портреты его были превосходны, зритель, смотря на них, видел целый рассказ о том, кто был изображен, его жизненный опыт, характер, стремление к жизни, влюбленный взгляд, чистоту души и сердца, гармонию с природой и отношение человека к родным местам, переживания, заботу, нежность. Зритель, глядя на портрет, мог рассказать все о том, кого видел на нем. Благодаря ярким, характерным типажам на его полотна, к ним всегда притягивает взгляд, их отличает цельность, гармоничное соответствие между внешним образом и внутренним содержанием.

Григорий Чайников видел жизнь многогранной, умел преподнести обыденное как нечто высокое и неповторимое, от натурального восприятия окружающих его мест до художественного осмысления. Его высокое профессиональное мастерство, любовь к своей стране создавала шедевры. Самые отдаленные уголки России, такие как Рязанская, Тверская, Архангельская области, Валаам, Соловки, Вятка - на его полотнах выглядели как живые. Бескрайние просторы, зеленые, густые леса, или же белые пушистые от снега деревья, шумные и быстрые реки, тихие, под одеялом снегов, северные деревни. С какой-то пронзительной достоверностью передал он неприхотливый быт тех мест.

Его жизнь закончилась очень рано. Он скончался 8 сентября 2008 года.

В данный момент все полотна Григория Леонтьевича находятся в музеях, в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом, а также в Валаамском музее, министерстве культуры России, Российской академии художеств. Это художник смог сказать свое весомое слово в искусстве.

Несмотря на свою короткую жизнь, Чайников оставил своей любимой и дорогой родине бесценный дар, дал возможность людям через эти полотна взглянуть по-новому на свою страну.

Его любимая страна

Во всех полотнах художника просматривается его любовь к своей стране, без которой ни его творчество, ни существование невозможны в принципе, как признавался он сам. Чайников акцентировал внимание на самых отдаленных российских уголках… Неповторимая природа России нашла отображение в его пейзажах. Здесь и густые леса, и бескрайние просторы, и тихие деревни севера, и реки. Жанровые картины преимущественно на тему сельского быта – они поэтичны и глубоки по смыслу. Их неприхотливая достоверность почти материальна.

Портрет занимает особое место в творчестве Григория Чайникова. Он удачно передает характеры. Глядя на каждый портрет, осознаешь полное соответствие внутреннего мира и внешности типажа. Казалось бы, обычный портрет превращается в целое повествование о человека, о прожитых им годах, о его переживаниях и стремлениях.

Жизнь в подаче художника многообразна, в его творчестве прослеживается путь от натурного восприятия природы и жизни до художественного переосмысления ее.

В 2010 году все эти мотивы можно было увидеть на выставке памяти Григория Чайникова в Художественной галерее «Паломник» Паломнического центра Московского Патриархата, где были представлены произведения живописи, созданные художником в 1990 – 2008 гг. Участниками выставки стали и хорошие друзья Чайникова - Дмитрий Шмарин, Елена Ткачева, Дмитрий Белюкин, Андрей Захаров, Вячеслав Желваков, Алексей Кравченко, Владимир Сундуков, Игорь Машков, Евгений Ромашко, Алексей Попов.

Мастерская

Мастерская Григория Леонтьевича была на Большой Ордынке, в тихом уголке Замоскворечья, небезызвестном привязанностью к нему русской интеллигенции. Художник гордился этим и говорил, что само это намоленное место помогает ему творить. Осенью он любил приглашать сюда своих близких и знакомить со своими работами. В тесной квартирке было тепло, уютно и как-то умиротворенно. Как и должно быть – всюду полотна, стеллажи и рамы. Большой мольберт с палитрой – в центре мастерской. Место, где рождается чудо. Потому что как еще можно назвать эти картины, искренние и непосредственные?

Многие посетители его выставок были удивлены, что, несмотря на смутный характер времен, художник смог сохранить родниковую чистоту своего творчества. В его полотнах – проникновенная любовь и нежность к родной земле.

Сам Григорий Чайников был внешне непримечательным, скромным человеком. Но как он оживлялся, каким счастьем сиял его взгляд, когда он говорил о своем творчестве! Он желал успеть донести до людей хотя бы часть задуманного.

Это желание и двигало его в путь-дорогу по Руси, которую исколесил он едва ли не полностью в поисках сюжетов для своих полотен. Как только заканчивалась зима и почти до начала следующей он бывал на этюдах, заводил много друзей и знакомых. Работы, как и у любого настоящего мастера, писались по-разному: одни – на одном дыхании, другие – в течение нескольких лет.

Величие живописи и богатство содержания – в его работах «Осенняя листва», «Запоздалая весна», «Весеннее болото», «Анютка», «Девочка на плетне», «Россиянка», «Баня по-черному». Картина «Остров Валаам. Часовня» как будто говорит о великом смысле бытия и бессмысленности той дороги, которая не приводит в конце концов к Храму.

Любил Григорий задушевные разговоры в своей мастерской, раздольные русские песни. У него самого был прекрасный слух, он тонко чувствовал мелодию, имел приятный тембр голоса… А в жизни художник часто сетовал, что Святая Русь уходит, что интересные русские лица встретишь уже с трудом…

Он строго относился к себе, к своему таланту, потому что «кому многое дано, с того и спросится»…

Те, кто бывал в его мастерской, слышали воспоминания о его детстве и юности. Он рос в большой бедной семье, без родителей. Но в семье, где было чувство уважения. Бабушка, которую Григорий очень любил и которая была ему вместо родителей, воспитала во внуке трудолюбие и упорство. А незатейливый и временами безжалостный крестьянский быт остался дорог сердцу Григория Чайникова на всю жизнь. Это быт, воспитывающий чаще всего мужественных и добрых людей. Очень ярко он отображается, например, в работе «Странник», написанной маслом. Разноцветие осеннего леса, яркие ощущения: как будто чувствуешь легкий морозец в воздухе, слышишь уносящий к горизонту крик журавлей и испытываешь при этом вполне настоящую печаль, начинаешь размышлять… Прошедшие годы наложили отпечаток на фигуру старого крестьянина на картине, сгорбив его плечи. Но жизнь идет, и оставшиеся годы нужно прожить осторожно и мудро. В унисон с этой мыслью – впечатления от покосившегося забора и только что вспаханной межи, являющей собой символ будущего. Да, осень пришла внезапно, но впереди еще будут лучшие времена.

Художник умел пробудить добро даже в самом равнодушном, заставлял понять, что даже в наше непростое и несколько жестокое время , нам остается наше духовное зрение, которое все воспринимает правдивее. Его произведение – иллюстрация великой истины: «любите друг друга».

Чайникова хорошо знают за рубежом. Ни одна серьезная художественная выставка не обходится без его работ.

А на родине художника, в Ижевске, тоже проходила выставка его работ – единожды. После нее осталось множество отзывов от посетителей. И в каждом – слова глубокой благодарности: за настроение, спокойствие, за возможность ощутить истинную жизнь России… Множество благодарственных слов осталось и в альбомах Григория.

Несмотря на то, что в музеях на его малой родине нет ни одной его работы, и в то же время основные его работы были куплены американскими поклонниками искусства (некоторые из них признаны искусствоведами национальным достоянием государства, несмотря на трудности нынешнего этапа истории, Григорий не уставал убеждать в совершенстве земного мира. Он был уверен, что картины когда-то через множество лет обязательно вернутся на Родину.

Это было незадолго до его смерти… 8 сентября 2010 года художника не стало.

Все художники »