Дырин Юрий

Юрий Дырин родился в селе Кочкурово Республики Мордовия (Дубенский район). Дата рождения – 25.08.1967 года. Учился у Владимира Маратовича Шанина в республиканском художественном училище города Саранска (год окончания – 1990). Уже в 1992 году в Мордовском музее изобразительных искусств художник представил первую собственную выставку, после которой его персональные выставки состоялись еще и в Москве, Магдебурге, Саранске, Таллине, Праге, норвежском Ставерне.

В 2003 году стал членом Союза художников России. После окончания в 2007 году факультета национальной культуры в Мордовском государственном университете стал работать художником-постановщиком известного русского мультфильма «Куйгорож», который создавался по мотивам народной сказки мокшанских жителей. Это была работа с А.Татарским, М. Алдашиным и С. Мериновым в Москве на студии "Пилот" в рамках проекта «Гора самоцветов».

Юрий Александрович – художник и педагог. Он является выразительным представителем мордовского этнофутуристического искусства.

Работы живописца хранятся в в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, у частных коллекционеров Германии, США, Великобритании, Норвегии, Финляндии, России.

Юрий Дырин - участник множества зарубежных, международных, республиканских, всероссийских и региональных художественных выставок:

- Выставка «Арт-Миф» в Москве, ЦВЗ "Манеж", 1991.
- Выставка в московской галерее «Марс», 1992.
- «Золотая кисть-94», Центральный дом художника в Москве, 1994.
- Выставка в пражской галерее «Валентина», 1995 (персональная).
- Республиканская выставка в Саранске «Человек и природа», 1995 (получил приз зрительских симпатий).
- Выставка в Саранске «Арт-Шок», 1995 (2-я Премия).
- “В поисках современного жанра”, галерея «СТ», Центральный дом художника в Москве , 1996.
- Выставка в московской галерее «Союз Творчество», 1996 (персональная).
- Выставка в Д.О. «Воскресенское», сотрудничество с галереей «Союз Творчество», 1996 - 1997 (персональная).
- Выставка в Российской академии государственной службы при Президенте, сотрудничество с галереей «СТ», 1997 (персональная).
- Персональная выставка в московской галерее «Дар» (галерея наивного искусства), 1997.
- «Любви все возрасты покорны», Центральный Дом Художника, галерея «СТ», 1997.
- «Там чудеса, там Дырин бродит…» - персональная выставка в галерее «Союз Творчество» по адресу Триумфальная площадь, д.1, 1998.
- Эстония. Фестиваль финно-угорских художников, 1998.
- «Летающий мамонт», московская галерея «Союз Творчество», 2000 (персональная выставка).
- «Арт-салон-Весна-2000», Центральный Дом Художника, 2000. -«Хельсинки-2000», выставка в музее Галлен-Каллелы, 4 мая 2000.
- Германия. Выставки в 2001 и 2002 годах в городе Магдебург.

С каждой новой выставкой демонстрируется талант живописца к постоянному творческому развитию с присущей ему встревоженностью духа.

Тайны творчества Юрия Дырина

Работы Юрия Дырина поражают своей уникальностью и великолепными образами. В его творчестве собрана и синтезирована в личный уникальный стиль народная мудрость и элементы стилей художественной культуры всего мира. В его картинах обнаруживаются признаки как модерна, так и сюрреализма, фовизма, примитивизма … Достигнуть такой ассоциативно-колоритной образности невозможно ни стараниями мысли, ни особыми установками. Это оригинально преломленный, истинно индивидуальный стиль творчества, что указывает на высочайший профессионализм художника.

Юрий Дырин непостижим и непостоянен, но в его взрослом утонченном понимании искусства очень хорошо сохраняется чистое, детское восприятие мира. Он, как настоящий творец, не прощается с деликатным взглядом наивного детства.

Вероятно, вы слышали высказывание: «Секрет творчества - в сохранении юности, секрет гениальности – в сохранении детства». По этим словам Павла Флоренского можно считать Юрия Дырина действительно гением в своём необычном творчестве.

Художник очень чутко воспринимает и выражает цвета, ритм, линии. Средства выразительности отражают его необыкновенный темперамент. Склад характера Юрия Дырина можно сравнить с эмоциональной натурой Сергея Есенина – его беспокойная душа так же окунулась в абсолютную власть образов создаваемых творений. Художник даёт понять своим творчеством, что земные радости жизни каждого человека – просто компоненты жизненных противоречий всего человеческого общества.

Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это “минисказки”, образы которых навеяны мудростью народного фольклора; и этнофутуристическое искусство – художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами мордовские древние росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах. Живописец действительно может называть себя этнофутуристом, умея этническое начало воплощать в существо будущего, соединяя мечту с памятью.

Орнамент в работах Юрия Дырина – это не простой украшающий элемент, а средство приобщения зрителя к тайне бесконечности. По словам Эжена Грассе, орнамент – результат испытания нашей фантазии, элемент того ассортимента средств, с помощью которых появляется ощущение украшенного и одухотворенного праздника.

Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. При создании очередного шедевра живописец использует всевозможные натуральные материалы: паклю, птичьи перышки, мешковину и даже шишки. Тщательно подготовленная композиция служит прочной основой для сотворения яркого, поражающего феерическими красками и фактурами полотна. В работах живописца декоративность смело указывает на свою художественную значимость, отображая потаенную форму бытности. Только в завершенной работе с осмысленной художественной формой возможна такая наивно-откровенная непринужденность чувств и игривый характер цвета. Цвет в картинах Юрия Дырина обретает необыкновенную густоту, содержательность, пылкость и темпераментность. Он проявляет неискушенное желание жизни. Цвета в картинах звучат, будто музыка: цвет солнца раскален до звона, небесный ультрамарин звучит нежной мелодией чувственности, зеленый будто шумно льется через край. Абсолютное звучание цветовых аккордов помогает переосмыслить естество природы, при этом не принадлежа полностью отображаемым явлениям и предметам. В разнообразии красок и хаосе форм и сопоставлений не теряется ни одна деталь. Художник стремится к предельной экспрессивности динамизма, и поступается мазками ради широких колоритных полос.

Юрий Дырин – уникальный творческий человек. В соответствии с масштабом своей широкой натуры и работы он создает не мелкие: в среднем размеры его картин 1,5 х 1,5 метра, а на холстах отражаются ярчайшие палитры с фантасмагоричностью иллюзорных образов.

Мировосприятие художника характеризуется мудрой и бесхитростной сложностью отношения к жизни, а также глубокой, практически сверхъестественной связью с природой.

В творчестве Юрия Дырина нашли отражение элементы французского фовизма. На это указывает насыщенность цветового разнообразия и точная передача колористических оттенков. Наблюдая за магическим ритмом красок, появляется ощущение сложности жизненного благолепия. Вольная энергетика благородной лёгкости призывает зрителя ярким обращением.

Живопись Юрия Дырина подчеркивает понимание живописно-пластических мотивов. Колористика образов определяется неизменно чистой, целостной, ценной субстанцией.

Чуткое влечение живописных форм организовывает на полотне заметную согласованность, появившуюся в результате примирения представления с восприятием. Знакомясь с фовизмом, Дырин смог ощутить душевную свободу в торжественном процессе творения.

Стихийная вольность креативного духа и мечта о вечной гармонии в мире провозглашается в картине Юрия Александровича «Небесный пастырь». Это, по существу, программное творение живописца. По сюжету картины, автор в виде небесного пастуха, увлеченного в небесную лазурь пробуждённым порывом ветра, уносится на романтической колеснице, запряженной коровами, которые еще пару мгновений назад паслись на земле. Небесный пастырь летит под парусами, поддуваемыми солнечным лёгким ветром. Паря в ультрамарине бескрайней высоты, он воодушевлён летящими вблизи ангелами, вдохновлён следующими рядом с ним неизвестными загадочными птицами. Вокруг всё погружено в абсолютную синеву, в нерастворимый омут небесного спокойствия, окружено лазурной чистотой и неземной тайной. В тающих и так притягивающих далях раскрывается лиричность безграничного пространства, что выглядит как надежда на творческую свободу. Здесь среда синего цвета воплощает в себе удивительную связь между духовным и физическим мирами. К духовному принадлежат чувства автора, а физический находится под ним. Сущность данного фигурального образа – горячее стремление к воле и гармонии. В работах Юрия Дырина символика цветов неоднозначна, она обладает интуитивными, а не литературными, характеристиками. Произведение получает общесимволическое значение, в котором объединяются понятия жизни, рока, свободы духа.

Одна из главных тайн работ Юрия Дырина – загадка сотворения символа, знака. Знак считается основной составляющей его работ, в искусстве художника ему принадлежит самая главная доля: он содержит в своём значении наиболее важную сущность. Зрителя завораживает мистическое общение живописца со звездой, луной, и непосредственно с цветом, будто с возвышенным оживленным веществом. Проследить такие элементы можно в картинах «Утренняя звезда», «Мартовский месяц», «Вечерняя прогулка». Живописец отыскивает знаки, отвечающие собственному характеру и художественной мысли. Это символы прошлого и будущего, волнения и веры, явления и пространства, знаки солнца, луны, дерева, символ ока вечности. Автор, как заклинания, повторяет в своих работах эти знаки, подключая зрителя к культовому характеру языческого духа.

Сила языческой выдумки и экстатичность ролей пленяет зрителя в полотнах Юрия Дырина. К примеру, в картине «Всадник», созданной под влиянием эмоций шикарного художественного стиля модерн, непостоянство цветового пульса вызывает удивительную судорожную красоту полотна. Необычная неуловимость форм, появляющихся в суетливой фантазии, предстаёт перед взором в виде своенравных образов. Красочная пластика находится в подчинении украшающей текстуры, имеющей будто первозданное значение, в которой проявляется сочетание настоящего и грез о всемирной гармонии. Орнаментика знаков, насыщенность движения цветом погружают зрителя в эмоциональный простор языческих форм и цвета.

Картина «Сотворение мира» (Новая планета) привлекает ритуальной интонацией образов. Тут видна первозданная сила жизни, развитие духа творения. В картине живопись мечтает, грезит, материализуется чистота мира – природа на полотне более чем живая. Перелески и холмы чисты и безвинны, яркими цветами горят цветочки жизни, никогда не видевшие зла. На картине мира ощущается одиночество антропоморфных человекоподобных животных, вероятно, встретившихся с недопониманием. Эти доверчивые герои будто отражают аллегории человеческих чувств: удивлённое восхищение, оторопь, смятение.

В цикле эзотерических картин Юрия Дырина ритм фантастических деревьев создает художественный ход, который обуславливает такое впечатление – будто от магической местности. В таких пространствах, как на полотнах «Лесная тропинка» и «Утренняя звезда», вся среда застывает в покорении мистическим текстурам, поэтому такие полотна склоняют зрителя к медитации – неторопливому долговременному созерцанию. А вот полотно «Земля, небо, животные, омытые дождем» – наоборот безгранично энергичное произведение по своему существу и художественной пластике. Вся эта работа наделена интенсивной пульсацией жизни, в ней нет разделения на мёртвое и живое. Картина окунута в сферу первозданного существования, не имеющего слаженного баланса гармонического бытия.

Художник поселяет на своих экзотических полотнах диковинных животных с таинственно-завораживающим взором, уразумевающим правду. В образах фантастических зверей обнаруживается отражение непостоянности и плавного движения времени. Создается впечатление, будто животные резко застыли, но внезапно в любой момент готовы прекратить бесконечное томительное ожидание. Различные роли жизни в гармонии – одноухий тигр-примиритель и благородный снежный лев, лесной мудрый кот и робкая лань – вовлекают зрителей в мир вымышленной реальности.

Волшебный эффект всегда производят картины зимних снов живописца. Одна из них – «Зимний сон» – экспонируется в Мордовском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Одни только краски, создающие удивительный колорит, уже знакомят с тайной. Художник подарил нам мир детства, волшебства, как красивую мечту и заветную тайну. В фантазии автора по ощущениям из детства возникает картина счастливого мира. Переживание чуда отправляет зрителя в сказочный волшебный сон. В этом сне существуют души у луны, деревьев, цветов, живут звери понимания, растут растения грёз. Построить подобный мир можно только человеку, находящемуся в состоянии единения с миром, счастливой гармонии со своим внутренним «Я».

Работа Юрия Дырина «Солнечный мальчик» преисполнена счастливым взаимным доверием.

В сюжете счастливый ребенок с восторгом обнимает, держа в руках, хрупкое солнышко. На энергичной картине художник отражает солнечную насыщенность души. В объятиях малыша солнце закрыло веки – нежная красота цветка одуванчика под надёжной защитой огромной любви.

Принцип множества ликов в одном образе стал появляться в иконографии Юрия Дырина. Эти лики отражают большой опыт познания вселенной и самосознания.

В спрессовке размышлений, чувств и времени родилась картина «Мудрец». Мудрец наслаждается цветочным ароматом, вспоминая свои перевоплощения. Здесь мир пока не разбуженного воспоминания о вселенной, или доброго предчувствия. Целостность ощущений появляется благодаря оптической реальности изображения. Земля рождена в духовной чистоте, в потребности к красоте и представлена на картине с помощью символов и густых красок.

Стремление художника вникнуть в самую глубину сути окружающих его явлений с течением времени всё обостряется. Всё твёрже становится желание постичь ускользающую истину. Уникальность Юрия Дырина как художника – в его способности видеть неповторимые и исключительные черты в самых, казалось бы, обыденных для простого наблюдателя предметах и явлениях. Свой талант он подтверждает с помощью холста и кисти.

У Юрия Александровича есть и своя муза – жена Лариса – творческая, яркая, воодушевленная натура. Она бережет чарующую прозорливость кисти художника, ее образ воплощается в образах русалок, птиц Сирии, в «Цветах апрельской любви».

Любой образ живописца – заглядывание в тайну, провоцирующее на появление еще одной тайны. Художник увлечен яркими эффектными орнаментами, занимается поисками дивных арабесок для возбуждения фантазии. Четкие фактуры удивительным образом сплавлены со знаковыми орнаментами в цикле «Архаический символизм». Мистика язычества с глубокими корнями в сознание этнических народов, архаический дух – можно назвать это увлечение тайнописью. Каждый знак имеет своё лирическое звучание и силу заклинания. На первый взгляд может показаться, что знаки в беспорядке разбросаны по поверхности, но, присмотревшись, можно вникнуть в соответствие строгому порядку орнаментального декоративизма.

Влечение к декоративизму постоянно склоняет живописца связать натуральные природные образы с мотивами эзотерического искусства. В гармонии цвета и ритма развивается однородное целое, где каждый компонент по-своему ярок и неповторим. И можно с уверенностью сказать, что это творчество не для всех. За обилием украшений и орнаментов Дырин в своих холстах скрывает посвящение для избранных. На ровном фоне живописные образы приобретают пластическую целостность, но не законченность. К примеру, при просмотре таких картин как «Пришелец», «Атлантида» кажется, что образ завершается уже у вас на глазах, гипнотизируя сознание.

Юрий Дырин представляет мир как оригинальную игру цвета, линий и плоскостей. Это природная стать его творчества. Одна из самых ранних работ Дырина – «Кутсушонок» – построена на яркой игре структурных форм, наполнена оптимистичной мягкостью цвета и света. От таких картин веет не интеллектуальным холодом, а наоборот, некой ребяческой воодушевленностью, спонтанностью. Главный принцип работ этой линии – правило плоскостной декоративности.

Основной категорией выразительности у Юрия Дырина остаётся фактура, только в последние годы всё мощнее становится цветопластика картин.

Красочно-фактурные работы живописец не ограничивает сжатым цветовым диапазоном. Особенно яркие фактуры используются в цветочных натюрмортах. Некоторые цветофактурные сочетания можно было бы посчитать жестокими, но их яркая эмоциональность убеждает в обратном. Для правильного понимания произведения созерцатель должен владеть динамическим восприятием. Впечатление будет обогащаться по мере приближения к картине, фактура оживет, а цветовые оттенки будут вызывать чувственные ассоциации. А если охватить взглядом картину полностью, т.е. ограничиться единственной точкой зрения, то восприятие при этом не будет полным.

В самые последние годы творческие работы Юрия Дырина поражают всё большей сложностью композиций и раскрепощенностью в применении художественных приемов. Юрий Александрович остается верен своим истокам, корням, духу окружающей его с младенчества природы.

Созидательный дух живописца получил свободу, которая пришла в итоге совершенствования знаний, работы над собой. И, на счастье, от этой свободы художник Юрий Дырин не превратился больше в мастера, чем в творца. Юрий Александрович оставляет за собой в художественном искусстве право на тайну, тонкую недосказанность смысла.

Выставка Юрия Дырина «Мой Эдем»

Индивидуальный выставочный проект художника включил экспозицию живописных его работ (примерно 20), серию графических эскизов к мультфильму «Куйгорож», коллажи и инсталляции, демонстрацию видеоряда (вышеназванный мультфильм и инсталляция «Метаморфозы»).

Охватить сферу глубоких смыслов – вот концепция собранных на выставке работ художника. Здесь царит библейское пространство. Благодаря таланту живописца в картинах олицетворяется драгоценная обитель духа, наполненное восторгом моление об окружающей человека красоте. Глядя на картины Юрия Дырина, зритель раскрывает для себя дарованное человеку предчувствие счастья. Сверхчувственные образы картин имеют силу скрытого свидетельства о живущих в вечности неуловимых божественных энергиях, о настоящей красоте. Они проявляются с помощью высоких по сути своей художественных приемов.

Ритуальное священнодействие в картинах Дырина рождается магией сакрально-эзотерической тайны пространства мифов и поэзии, наполненного религиозно-магической силой. Художник становится вершителем таинства и необъяснимой игры в неиссякаемый дух божественной красоты.

Зритель видит художника демиургом и философом-идеалистом, видящим и понимающим мир в формате форм и знаков неудержимого предчувствия и томительных воспоминаний. На его полотнах как будто сгустилась вечность, пробужденная памятью и чувством. Через акт искусства, базирующийся на воспоминании или предчувствии, художник словно обретает рай, в универсальном значении этого понятия. Ведь его работа и есть творение в великом, сакральном смысле этого слова. Раскрывшийся перед внутренними очами его мир наполнен божественной мудростью.

Крылья ангела, качающие вечность… Художник словно бы возвращается к первородному чувству мироздания: «видит солнцем, грезит сны луной… дышит ветрами…». Его картины – откровения, освященные грёзами о потерянном рае. Ибо там и только там – понимание высокой красоты и окрыляющего ее воздействия.

Его декоративный стиль – экспрессивно-чувственен, полон непреодолимого притяжения. У этой живописи есть неподражаемая чувственная фактура, загадочная символика, ее цвет отличается мистической воодушевленностью. И вот он возникает перед нами – взволнованный образ прекрасного мира.

Творчество Дырина – упоенная игра в образы ангельской красоты в окружении вечного бытия, окруженного ощутимой и возносящейся ввысь легкою грустью об Эдеме, не имеющем знаний о том, что такое боль и увядание.

Вы ощущаете глубокую покоряющую чувственность и одновременно – яркую духовную экспрессию. Художник делает страсти гармоничными – благодаря особому эстетизму художественного мышления. Зритель словно отдается звукам чарующей речи, вдруг прерывающимся идеальной паузой, в которой – неуловимый взмах ангельского крыла.

Его линией выведены на холсте, словно красками души, возвышенная утонченность – образы бесконечные, крылатые, стремительные и гибкие, вселенски духовные. Впечатления призрачны, летучи, они способны дарить ощущение неприкасаемой достоверности трепещущего дивными обликами духа. Неземные лики отражают отсветы благой вести, наполненной сокровенным смыслом. Картины вдохновляют энергией движения вверх.

Автор выступает импровизатором, свободно обращающимся с гармонической тканью произведения. Он обрисовывает одухотворенный след в некоем ангельском озарении всего земного. Эстетика его живописи строится на неизменной готовности к импровизации, к игре. Он раскрывает перед нами понимание блаженного райского мира, где можно ощутить себя понятым и свободным, освободиться от печали, сковывающей дух.

Прозы жизни словно бы и не существует вовсе – благодаря высокому художественному стилю Юрия Дырина. Искусство выше сферы обыденного сознания – говорит его творчество. Творец искусства – в другом бытии, он способен разговаривать с ангелами, слышать вечность и верить в чудо под благодатью покрова мечты. И нести эту мечту к зрителю.

Мультфильм «Куйгорож»

Юрий Дырин – художник-постановщик представившего Россию на международном Берлинском Фестивале Анимационных Фильмов мультфильма «Куйгорож». Мультфильм этот был нарисован по мотивам одноименной мокшанской народной сказки и создавался в рамках проекта «Гора самоцветов» Московской студии «Пилот». Мультфильм в проекте представил Мордовию.

Мультфильм обрел известность, получил кинопремию «Золотой Орел», премию Мосфильма в 2007 году, заслужил приз зрительских симпатий фестиваля анимационного кино (Суздаль) и явился главным событием прошедшего в Саранске Республиканского фестиваля анимационного кино «Гора самоцветов» в апреле 2008 года.

Куйгорож (или Куйгараш) в мифологии мокшанской и чувашской народностей – фантастическое существо, приносящее в дом сокровища. Поверье гласило, что если петух проживет шесть лет, то в течение седьмого года он снесет яйцо. Взяв это яйцо и положив его подмышку, человек может выносить Куйгорожа. Неизвестен облик этого персонажа, на кого он похож и способен ли разговаривать. Известно лишь, что, прося у своего хозяина работы, он четко выполняет все порученное. Но он постоянно должен быть занят, так как без работы не может, и будет докучать хозяину, пока не получит работу. В дом приносит деньги и сокровища. Правда, хозяева, получившие все, о чем только можно было мечтать, надумывают избавиться от этого существа. Требуют от него сделать черные онучи белыми. Сделать этого он не может, и, сгорая со стыда. Уходит от хозяев к другим. А вместе с собой уносит все деньги и все имущество. При характеристике очень трудолюбивого человека в народе так и говорят: работает как Куйгорож.

Есть подобные персонажи и в мифологии других народов. Имя Куйгорож на языке мокшан означает сочетание: куй — «змея», и корож — «сова». Куйгорож может оборотиться «летящим огнем». В мультфильме «Куйгорож» использована старинная мокшанская песня в исполнении фольклорной группы «Торама».

Выставка эрзянских мастеров, проникнутая любовью

В июне 2010 года город Сестрорецк, что недалеко от Санкт-Петербурга, приглашал взглянуть на необычайные произведения резчиков, членов Союза Тавлинских мастеров «Эрьмезь». Около 30 талантливых художников под руководством Петра Владимировича Рябова объединяет любовь к резьбе по дереву и большой талант создавать скульптуры. Вместе они работают над возрождением и сохранением этнических традиций эрзянской культуры. В художественной выставке «Моя Россия», через все произведения которой проходит лейтмотив любви, принял участие и известный художник-этнофутурист Республики Мордовия Юрий Александрович Дырин.

Резчики эрзянского села Подлесная Тавла – умельцы на все руки, они создают красивых, добрых, простодушных и смешных персонажей с таким воодушевлением и мастерством, которое есть еще разве что у главного героя кулдыркаевской поэмы, чье имя и дано сообществу.

Несговорчивый упрямый конь («Набой лишме») Василия Ширманкина, коза, запряженная в сани («Истяяк эрси» - «И такое бывает») Романа Рябова – поражают своей реалистичностью и выразительностью. Скульптурные композиции современных Эрьмезей представляют юмористические сцены из жизни жителей села («Кильдизе» - «Запрягла» Юрия Титойкина), их занятия, ремёсла. Среди композиций – движущиеся игрушки для детей, солонки, а еще разнообразные ритуальные маски. Очень часто героями работ становятся кузнецы, плотники, рыболовы, охотники, пильщики.

Резные фигурки, сотворенные умелыми руками из липы, как будто светятся добротой и любовью, настолько одарены изготовившие их мастера. Вот, например, старик из композиции Александра Рябова «Эрьмезь», лицо которого кажется таким мудрым и светлым, что недаром вся окрестная детвора собралась послушать его небылицы.

Жизнеутверждающие композиции Петра Рябова показывают всю прелесть чуда рождения (копмозиция «Ветеце» - «Пятый»), несгибаемую мощь Инешкепаза, плывущего на лошади-ладье («Эрянь ломанень теемась» - «Эрзянский бог – создание эрзян»).

Выразительные лица селян со своими исключительными судьбами и неповторимыми характерами запечатлены в работах из дерева, подчеркивающих древние традиции: «Сыречи» («Старость»), «Кортнема» («Беседа») – Николая Бочкина; «Чамаксы» («Облики») – созданные Александром Наумовым.

Следует отметить и поэтичность работ, оказавшихся на выставке. Например, светлый образ Вячеслава Гагарина «Эйкакшкань лишме» («Конь из детства»). Конечно, ведь их создатели не только режут по дереву, но и пишут стихи. И, как этот молодой мастер, – о любви.

Именно любовь, безграничная и всеобъемлющая – основа организованной запоминающейся выставки. Любовь к травинке, к деревцу, природе в целом, всему, что есть на земле и часть которой непременно сами люди. Свет этой любви наполняет каждую скульптуру эрзянских художников, каждое полотно самобытнейшего этнофутуриста Юрия Дырина.

Светлое и жизнеутверждающее начало объединяет все эти работы. Картины Юрия Дырина – сказочные и волшебные – завораживают, заставляют любоваться собой древние народные орнаменты.

«Розовый всадник» - воздушное полотно, передающее всю прелесть зарождения нового дня. «Художник» - со своей эмоциональной насыщенностью, многообразием красок… Абсолютно отрешенные от порочного земного мира «Два ангела», и, завершающий экспозицию гимн вечной любви - «Двое среди цветов».

По словам самого живописца, полотна являются результатом необычайного вдохновения, которое само движет рукой и являет форму и содержание каждой следующей композиции. Технике лоскутной фактуры полотен Юрий Александрович обязан ее первооткрывателю – Павлу Филонову. Именно его слова о работе над картинами помогли мастеру творить насыщенные, плотные полотна, притягивающие взоры многих поклонников его дара.

И все-таки, наверно, ощущение себя неотъемлемой частью вселенной, восхищение первозданной эрзянской природой кроет в себе жизнеутверждающее начало резных скульптур тавлинских мастеров, солнечность и колорит произведений Юрия Дырина. Общая земля и традиции объединяют их искусство, привлекают новых почитателей их творчества.

Космологичность искусства Юрия Дырина

Юрий Александрович Дырин появился в художественном искусстве Мордовии в эпоху перестройки. Так начался его путь активных поисков собственного понимания нынешнего мира и, как результат, - сотворения нового проникновенного образа бытия. Творчество Дырина логично вписывается в рамки отечественного авангарда.

Используя нарочно преувеличенные народные мотивы с некоторой долей примитивного, Юрий Дырин раскрывает первоначальную близость искусства национальному, самобытному мироощущению. И это в большой степени определяет космологичную сущность его творчества.

Через микрокосм его картин приходит к зрителю вся вселенная, в которой везде сильно присутствие человеческого духа. В мировосприятии художника важна глубокая, почти сакральная, связь с природой, простота и сложная мудрость отношения к бытию. Ярким примером чему – картина 1992 года «Сатир на деревенской свадьбе».

Начиная творить во время крушения одних идеалов и образования на их месте пустых «дыр», так как новые идеалы еще не родились, во времена, когда непреходящие ценности подменялись сиюминутными, художник старается уйти от этого несовершенства и создать свой собственный мир мечты и сказки, где нет вопросов, остающихся без ответа, даже если эти вопросы мучительны. Правда, ответы эти преподносятся иносказательно, метафорически («Цветы зимних снов», 1997 г., «Снежный лев», 1996 г.). Но вопросы знакомы всем. И всегда. Просто, в переломные периоды они становятся более актуальными: Кто мы есть? Какие наши цели? Куда ведет нас наш путь? Картины Дырина убеждают искателей ответов в добре, в его силе, и все это – посредством красоты.

Живописец – приверженец философии интуитивизма, он прибегает к экспрессивному, символическому выражению мира – как внутреннего, так и окружающего человека, используя моменты этнической памяти, переходящие в некие воспоминания о будущем – архаико-космического характера. Подтверждением тому – восторженная декоративная игра формы и цветопластики (пример – картина «Всадник», 2001 г.).

Цветопространственное воображение живописца – яркое и темпераментное – насыщено лиризмом и духовностью.

Перетекающие и живые цветовые планы компонуются с четкой и изящной прорисовкой силуэтов, а поэтическое созерцание и символизм – с эмоциональной непосредственностью, таким образом, что ярко ощущается влияние традиций родного искусства, вовлечение их художником в собственное творчество, и прежде всего – романтической направленности 70-х гг. XX века.

В произведениях живописца ярко прочитывается авторское «я», в них – вселенское чувство сопричастности явлениям мироздания и существующей земной действительности. В них – страстный, самоотверженный призыв-просьба сберечь ценности духовные, не глядя на техногенное засилье современности (картины «Ковчег», 2002 г., «Охота на мамонта», 1999 г.). В свежих работах Юрия Дырина – все больше философствования, все больше светлой надежды на будущее… Гуманизм, присутствующий так или иначе в одухотворенных образах его работ, ценен сам по себе, и немаловажно влияние творчества живописца на позитивное развитие искусства Мордовии и в будущем.

Талант родом из природы

Художественное творческое объединение «АРТома» (в переводе с мордовского – «красить») – союз трех саранских художников, работающих в направлении этнофутуризма. Степан Коротков, Людмила Колчанова и Юрий Дырин в своих произведениях сохраняют самобытные финно-угорские традиции, напоминают о преемственности древней и современной культур. Индивидуальность художников в своем видении прекрасного не только не мешает совместной работе, но и делает сотворчество членов союза особенным и интересным. Много можно сказать о таланте создавать сны наяву Юрия Дырина.

Юрий Александрович Дырин родился и вырос в семье лесника. Согласно высказываниям самого живописца, своему мистическому мироощущению он обязан именно детству, проведенному в общении с лесом. Первые рисунки маленький Юра создавал едва научившись ползать, изображая придуманное пальцем на полу. Родители сразу же поверили в его художественное будущее, но Юрий еще не скоро займется профессиональным рисунком.

Молодого юношу стала привлекать охота на диких животных. Затем, совершенно неожиданно для окружения заинтересованный птицами, он решил уйти в орнитологию. Поиски себя все-таки окончились поступлением в Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова, учеба в котором было благополучно завершена в 1990 году. Дар и энергичность Юрия Дырина позволяют ему безустанно работать и принимать участие не только в проектах группы «АРТома», но и в многочисленных индивидуальных выставках, а также республиканских, международных, всероссийских художественных показах работ.

Глядя на картины, сотворенные этим по-детски простым и веселым человеком, с широко распахнутыми глазами, в которых можно прочитать некое стремление разобраться во всех тайнах вселенной, удивляешься показанному им сказочному мифическому миру, в котором действительно есть ответы на проблемы действительности, мучающие сегодня. Хотя и в метафоричеком, иносказательном виде.

Образы священных животных, мифологические образы, связанные одновременно с созиданием и разрушением, использует художник в своем творчестве. Все это подпитывается ребяческой непосредственностью, изображается с помощью ярких, сгустившихся красок. Дырин переносит нас во времена предков, тотема, рисуя медведей, оленей, лосей и носорогов.

Последние работы художника становятся менее наивными, более яркими и сочными. Все больше внимания уделяется животному миру, как раньше растительному. Техническая сторона также претерпевает изменения, используются перья, разные щепочки. Но мировосприятие, продиктованное тесной мистической связью с природой, простота и мудрая сложность отношения к жизни остаются в его картинах главенствующими, заставляют испытать ту изначальную близость к самобытному, национальному.

Сам Юрий Александрович признается, что его работы всегда нравятся женщинам и детям. Однажды в арт-галерее на выставку пришла молодая мама с ребенком. Малыш потребовал купить ему одну из картин Дырина, ничего не желая слушать. Ситуация более характерная для магазина игрушек, нежели для выставки. Однако, маме пришлось прислушаться к желанию чада.

К слову, картины – подарок недешевый. Основная клиентура Дырина – посетители столичных галерей. Приходится жить меж двух городов: творить в Саранске, выставлять и продавать картины в Москве. Но художнику это нисколько не в тягость: Москва – его любимый город.

Если же брать пространство временное, то Дырин весь и полностью – в своей эпохе. Он считает, что времена не выбирают, и важно суметь проявить себя в своем времени. Что касается дня сегодняшнего, Дырин считает, что сейчас нет и не должно быть непонятых гениев. Если человек творчества счит&

Все художники »