Покидышев Павел

Павел Васильевич Покидышев состоит в Союзе художников России.

В биографии художника можно отметить основные моменты.

1965г - в городе Пенза на свет появился Павел Васильевич Покидышев

1980 – 1984 гг. – годы учебы в художественном училище им. К.А. Савицкого в городе Пенза.

1987-1993 гг. – учеба в академии Художеств им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге.

1994-1996 гг. - стажировка при Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Выставочная деятельность художника:

  • Выставка в г. Гилфорд, в Великобритании «Forest gallery», 1993г.
  • Берлинская выставка «Weekend gallery», 1994г.
  • Выставка стипендиатов «Total» в городах Киркенес, Осло, Берген, Норвегия. Haselmere myseum. Хазелмир, Англия, 1995 г.
  • Московский центральный дом художника, 1996 г.
  • Галерея в Берлине «Miro», 1997г.
  • «Alter Rathaus», Эсслинген, Германия, 1998 г.
  • Московский центральный дом художника. Галере я «Art-tyrne», Потсдам, Германия, 1999 г.
  • «Русское искусство. Новое поколение». Центр Современного искусства, Дельфт, Голландия, 2001 г.

"Восемнадцатый век" глазами художника

Все художники, закончившие школы и академии искусств, сталкиваются с проблемой выбора своего стиля в искусстве. Они обладают умением выражать свои идеи разными техническими приемами. Идеальная копия пейзажа, перенесенная на холст, всегда была любима зрителем. Но среди художников это умение не является показателем мастерства. Настоящий мастер стремится к неповторимому стилю, который будет выдавать в его картинах его руку. Каждый такой оригинальный, изобретенный самим художником, прием является показателем успешности среди широкой публики.

Хотя не редко в гонке за «индивидуальностью» теряется душа полотен, происходит перестановка ценностей творения, технический «фокус» ценится выше, чем сама составляющая картины.

Последнее, правда, совсем не относится к работам Павла Покидышева. Свои картины он наделяет чувственностью и одухотворенностью. Необычное сочетание красок, художественная утонченность и монументальное видение композиции, приобретенные в годы учебы в Академии художеств отражают в его полотнах склонность к философским размышлениям и глубокий ум.

Учителем Павла Васильевича был Андрей Мыльников, который обучал, кажется, всех известных в Санкт-Петребурге художников. На свои полотна Покидышев переносит сюжеты и образы ушедших эпох и культур, выбирая традиционные художественные стили. Хотя во всех его картинах чувствуется петербургская душа, по выбранному им стилю прошедших времен, интеллигентной утонченности и по выбранной манере использования картинного пространства с ярко-выраженным узорно-графическим ритмом.

Началом его творческого видения послужил заботливо созданный Дягилевым Сергеем и Александром Бенуа кружок «Мир искусства». Эта школа вдохнула в своих учеников идеи петербургского модерна в графике и живописи.

В картинах Покидышева Павла зритель видит мир художника, заселенный персонажами, которые словно сошли в нашу современность из пышного восемнадцатого века или эпохи позднего Возрождения. Название одной из серий картин Покидышева — Восемнадцатый Век, наверное не случайно.

В этом цикле картин произведения имеют красивые названия, такие как «Вечная весна», «Таинственный сад», «Осенняя элегия», «Осенняя скрипка», «Мелодия таинственного сада», «Прекрасная садовница». Дети в старинных одеяниях: девочки в пышных кринолинах, с кружевными манжетами на рукавах, с веерами и в напудренных париках, мальчики в камзолах расшитых золотом, в треуголках и с детскими шпагами. Все это создает неразгаданность и тайну мира, переносимого художником на холст, которую хочется разгадывать, рассматривая картины. Бесстрастные юные дамы и кавалеры смотрят на зрителя с этих картин, словно кусочки пазлов, складываясь в единую картину.

"Волшебные сны" Павла Покидышева

Другую серию произведений Покидышев назвал «Волшебные сны». Все произведения – а это около 50 картин – замысловатые сюжеты демонстрирующие столкновение красивого и совершенного детского мира и несправедливой реальности. Покадышев постарался перенести на полотна видение своего идеального мира, который борется с горькой повседневностью.

Пожалуй, самым ярким полотном, демонстрирующим эту идею неравенства двух миров, стала картина «Маленький принц». Мальчик в одеждах Арлекино с узором из ромбов ласково прижимает к себе своего лучшего друга Лиса. Как и сказка Экзюпери, показывающая взаимосвязь мира души и реальностью, произведение Покидышева передает зрителю ощущение пронзительной грусти с вкраплением иронии.

Грусть и ирония – эти чувства проходят через все картины серии «Волшебные сны». Например, «Девочка с гусем», «Поэт и осень», «Спасти птицу дронт» - Покидышев Павел так выражает свое эмоциональное состояние.

Эпоха отображается в его картинах схематично, благодаря отдельным аксессуарам. Художник любит использовать в разных картинах предметов, так милых его сердцу – это и детские игрушки, и кораблики из картона, и бесконечными лестницами, упирающимися в небо, и клетки для птиц, с дверцами распахнутыми будто совсем недавно, и незамысловатые садовые инструменты, и оружие для охоты, мозаичные фонари, музыкальные инструменты – флейты и скрипки. Эти забавные мелочи в сочетании с окружающей природой – рыбами и птицами всех расцветок и форм, единорогами и львами на гербах – хочется рассматривать бесконечно долго. Рассматривая картины в сочетании друг с другом, замечаешь их взаимосвязь и идейное единство, они не противоречат, а дополняют друг друга. Каждое последующее полотно, продуманное до мелких деталей, все больше и больше открывает иллюзорный и совершенный мир художника.

Чуткий зритель улавливает настроение сюжетов, благодаря разодетым персонажам и «говорящим» вещицам, так свойственным для эпохи постмодернизма.

Художник так и остался в душе ребенком, играющим на своих картинах придуманными игрушками. Большой жизненный опыт и навыки живописи сделали его «игры» глубокими по смыслу и содержанию. Полотна Покидышева подкупают зрителя наивностью и чистотой ребенка. Павел с его юной душой и сердцем ребенка наполняет яркими красками серые будни, доброй фантазией несправедливую реальность.

Затейливые сюжеты романтика Павла Покидышева таят в себе грусть по ушедшей эпохе праздничных выездах на конях и соколиной охоты, ярких маскарадов и пышных балов. Этот его мир совершенно отличается от сегодняшнего: мира стремительных мегаполисов, дымных производств и прагматичных людей. Хотя сама средневековая эпоха может быть показана весьма условно, оно может выступать в виде беседки, увитой цветами или фантазийного садового парка. Геометрически правильное, четко упорядоченное пространство в картинах, словно декорированная театральная сцена, открывает мир марионеток, где персонажи живут, подчиняясь своим кукольным законам. Но все же главным героем на картинах является не ребенок, а окружающий мир в картинной рамке.

У Павла есть картина с названием «Музыкальная шкатулка». Все полотна художника из цикла «Снов» можно также сравнить со старинными шкатулками, открыв которую мы сразу услышим красочную забытую когда-то мелодию. При взгляде на картину и погружении в сказочный мир слышится карнавальная музыка со звуками флейты или шарманки, пение замысловатых птиц, хлопки фейерверка, тихий шепот влюбленных, шелест старинной книги. Зрителю передается терпкие ароматы духов и пудры, запах осенней листвы.

Волшебные сны любимая тема художника, неиссякаемый источник творчества.

Корабль дураков

Еще один большой цикл работ получил название «Корабль дураков» по одноименному произведению Себастьяна Брандта, получившего широкую известность в Европе полвека назад и послужившего музой для многих живописцев. Если сравнить картины Покидышева, скажем, с полотнами Босха можно увидеть отдаленное сходство философско-иронических стилей.

Картины художников, творивших в разные времена, отличаются доносимыми до зрителя идеями. Живописец тех лет старался обличить пафос, научить правильному поведению. Их суждения категоричны. Покидышев старается всего этого не допускать в своих картинах.

Мрачный корабль, направляющийся в неведомый путь и символизирующий мир, преображается у художника в плавание по бушующему морю нескольких мудрецов из смешной английской считалочки, которую русские люди знают по стихам Маршака. Зрителя трогает эта беззащитность и дополняется тонкой иронией. Своих персонажей этой серии Павел называет дураками, вкладывая в это слово не оскорбление, а благожелательное отношение, объединяя всех этих людей как доверчивых, инфантильных, закрывающихся в своем игрушечном мире, от несправедливой окружающей реальности. Все персонажи погружены в собственные мысли, каждый из них огорожен от остальных личным философским мировосприятием. Они не могут мыслить шире своей придуманной действительности, просчитать будущее и понять настоящее положение вещей. Автор ни сколько не стесняется своей схожестью со своими героями.

Корабельный образ видится зрителю во многих небольших сюжетах. С появлением новых картин этой серии становится заметно, как развивается эта тема. В первом произведении просто передается содержание английской считалки. Следующая интерпретация ее про трех мудрецов наполнена еле заменой философской мыслью. Корабля здесь уже нет. Пространство картины делится на внешнее, которое показывает наши мелкие и суетные дела, и внутреннее, расположенное под столом, показывающее заветные моменты нашей жизни.

Этот художественный прием, заменяет плывущий корабль во всех последующих картинах этого цикла различными образами. То корабль предстает перед зрителем в виде сказочного города, населенного жителями, которые смотрят через свои иллюминаторы-окна. Словно отдельная частица огромного калейдоскопа каждый персонаж уникален и обособлен от остальных собственным мирком. Все они отражают наши собственные отдельные моменты обыденной жизни. То Корабль дураков олицетворяется большим кораблем из газетной бумаги в работе «Звездопад». Плывущий на нем очень молодой мыслитель запускает маленький кораблик из бумаги. Этот самодельный кораблик, сделанный рукой ребенка, показывает нам мечту, веру в чудеса и наивное возвышенное представление будущего.

На некоторых полотнах, например, «Отплытие на остров Любви» образ корабля представлен символически, говоря о том, что нежные, сокровенные чувства могут быть уязвимыми и недолгими.

Интересное обличье корабль принимает в нескольких картинах «Мечта», «Предчувствие любви», «Небо в алмазах» - в виде гигантской рыбы, которая спряталась в реке или пролетает в небе. Толковать идею этого образа зритель, историки, искусствоведы, критики продолжают по-разному. На полотнах «Розовый куст», «Мечта», «Предчувствие любви» изображены рыбы, которые символизируют воображение художника, они существуют вопреки законам природы, здравого смысла и логики. В работе «Небо в алмазах» рыба безжалостно глотает бриллианты – наши надежды. «Древо жизни» показывает нам рыбу, застрявшую в ветках – она как ворвавшаяся в практичный и сомневающийся мир частица абсурда. «Корабле дураков» рыба символизирует зыбкий фундамент иллюзорного, сказочного, придуманного города. А в работе «Корабль» изображены две рыбы. Одна в виде главного блюда на пиршественном столе. Ее вот-вот разрежут на кусочке, приготовленным ножом. А вторая точная увеличенная копия держит весь этот город с накрытым столом.

Художник часто использует в своих картинах птичью клетку с раскрытой настежь дверцей. Этот образ символизирует свободу и неопределенность. Она предвещает собой избавление от заточения сложными жизненными обстоятельствами. Яркие образы птиц составляют энциклопедию символов Павла Покидышева: птаха-муза юного скрипача на полотне «Звездочет», птички в изобилии раскиданные по веткам деревьев в произведении «Поэт и осень», стоящая на столе клетка с открытой нараспашку дверцей в картине «Три мудреца», «Любитель птиц» и «Возвращение». Отдельным знаком отметим одну птичью клетку в виде шляпы на макушке у девочки в «Отплытии на остров Любви». Клетка символизирует желаемую несвободу двух любящих людей.

Птица, предстающая в работах художника, не является избитой идеей свободной души, это символ разноперого, многоцветного параллельного мира, живущего собственной жизнью и наблюдающего за нашим миром со всех уголков. Разноцветные пташки – это образ нашей жизни, которая насыщена разными красками, многообразной музыкой и искусством, проходящими чувствами и мимолетными моментами. Также птицы олицетворяют живой неповторимый мир в каменных лабиринтах города.

Небывалая птица на уличном фонаре воплощает идею путеводного света, рядом изображен ворон около уснувшего ребенка, он словно материализовался из беспокойного детского сна.

Небольшая птаха с письмом в произведении «Письмо» возвещает о добрых посланиях. Птица в произведении «Мечта» держит в клюве весло, увлекающая за собой корабль дураков. Или похожая идея на полотне «Сон» ведет судно-рыбу. В серии картин художник использует лишь часть птиц – их головы. «Корабль», «Розовый куст», «Весенняя мелодия», «Сон в летнюю ночь» на них птицы выступают в качестве судьбы, фортуны или рока манящего за собой мечтателей в незнакомые земли. Небывалые птицы, смахивающие на участников карнавала, держащие в клювах фонарики нарисованы на нескольких картинах «Предчувствие любви», «Звездочеты».

Художник связывает содержание картины с манерой изложения, стилистическими особенностями. Художественные приемы, используемые Покидышевым в своих работах, основаны на объединении классической техники и собственной техники художника. Павел использует лессировку, которая выполняется нанесением многих полупрозрачных слоев поверх основного цвета – а основной цвет в работах Павла в отличие от стандартной техники приобретает рельефную форму. Лессировка и выпуклые мазки придают лицам персонажей на полотнах глубокий переливчатый свет теплых и холодных оттенков. Невероятный эффект, вопреки законам линейной перспективы, возникает часто на картинах Покидышева – зрительно на полотнах появляется глубина и объем. На других картинах мы часто можем видеть использование разноцветных секторов с секторами перламутрово-серебристого оттенка, такое сочетание паззлов напоминают лоскутное одеяло.

Часто его работы сравнивают с калейдоскопом или виражем. Действительно, мозаичная компоновка пространства характерна для работ художника – это главная составляющая его пространственного мышления. Временами художник выбирает для своих произведений золотые цвета различных оттенков и интенсивности. Очень сложно естественно вписать в разноцветную канву золотые части мозаики, которые сами по себе трудно сочетаются с любыми другими цветами. Покидышевым эта задача решается всегда с легкостью, придавая всем работам оттенки художественных школ Голландии, Франции и Италии. Цвет золота всегда считался символом высших материй, а в произведениях Павла Покидышева золото - это определенная эмоциональная составляющая.

Живопись художника Павла Покидышева представлена в нашей галерее для зрителей любящих погружаться в задумчивость. От просмотра его полотен у мудрых и тонко мыслящих зрителей обязательно возникает в сердце стойкое ощущение доброты и душевности.

Все художники »