Коллекция картин военных кораблей

Александр Заикин

Александр Заикин - художник-маринист, активно использующий в своем творчестве архивные материалы. Коллекция кораблей, написанных в разные годы, имеет документальную точность с легендарными кораблями, стоящими на вооружении Российского флота и флотов ведущих морских держав в XIX-XX вв. Свою живопись называет – морской археологической живописью. Участвовал в более 50 выставках в стране и за рубежом. Постоянно сотрудничает с журналом «Гангут». Постоянно выставляется в ООО «Художественная Галерея Гостиный Двор».

Эскадренный миноносец "Вдохновенный"

Представитель большой серии эскадренных миноносцев ВМФ СССР типа "Спокойный" (Проект 56). Спроектированные с учетом опыта Великой Отечественной войны, корабли этого типа отличались элегантным внешним видом, имели довольно сильное артиллерийское и торпедное вооружение и превосходили своих западных "оппонентов" по скорости хода, в т.ч. в условиях шторма. Корабли типа "Спокойный" входили в состав всех флотов советского ВМФ, принимали участие в дальних походах, учениях флотов, а их модернизированный вариант стал первым советским надводным кораблем с ракетным вооружением.Один из кораблей этого типа был передан Польше и входил в состав ее флота под названием "Варшава".

Находились в боевом строю до конца 80-х годов, после чего пошли на слом в силу возраста и устаревания. В настоящее время ни одного корабля этого типа не сохранилось.

"Гостинец дядюшке Джо". Детонация.

Сразу после начала Великой Отечественной войны Советский Союз стал получать военную помощь от стран антигитлеровской коалиции, в том числе морем, из портов Британии и США. Грузы шли на борту многочисленных торговых судов, объединенных для удобства охранения в конвои по 20-40 судов. Шли конвои через воды Северной Атлантики, Норвежское и Баренцево моря в незамерзающий порты Мурманск и Архангельск, практически постоянно подвергаясь атакам немецкой авиации и подводных лодок.

Верховный главнокомандующий Красной Армии И.В. Сталин был более известен среди американцев и британцев как "Дядюшка Джо" и часто британцы на контейнерах, отправлявшихся в СССР, мелом писали надписи, вроде "Дядюшке Джо от британских профсоюзов", "Привет дядюшке Джо от союзников из США" — с именем Сталина связывались все победы Красной Армии, которой помогали и союзники.

Немецкие подводники безжалостно топили суда союзников, и счастьем для моряков было, если судно шло ко дну не моментально и была возможность хотя бы спустить шлюпки. Гораздо хуже было бы, если судно везло взрывчатые вещества и боеприпасы: попадание торпеды в трюм такой "плавающей гранаты" приводило к общей детонации груза, само судно мгновенно превращалось в огненный шар и исчезало с поверхности бесследно, вместе с командой. Все это происходило на глазах моряков с других судов, и, тем не менее, всю войну военные материалы шли и шли в советские порты. Погибшим морякам-союзникам посвящается этот рисунок.

Подводная лодка К-3 в бою с кораблями охранения германского конвоя 3.12.1941 г.

Согласно описанию советской военно-морской историографии, подводная лодка К-3 атаковала торпедами немецкий конвой у берегов Норвегии, но при атаке сама была обнаружена кораблями охранения конвоя, которые сбросили на лодку несколько серий глубинных бомб. Лодка, находившаяся под водой, получила повреждения и могла пойти ко дну. Но ее командир, зная, что у лодки есть еще и сильная артиллерия, решил всплыть и принять последний бой в надводном положении. Обычно подводная лодка, пытающаяся применить свою артиллерию, считалась заранее обреченной: малейшая пробоина в прочном корпусе, и лодка не сможет погрузиться, став, в конце концов, мишенью многочисленных кораблей охранения и бомбардировщиков.

Но до самолетов дело не дошло — внезапно всплывшая лодка ударила из орудий по ближайшему кораблю, попав сразу в стеллаж глубинных бомб. Страшный взрыв, и корабль пошел ко дну. Следом был поврежден другой корабль, и лодка, стреляя из всех орудий, погналась за третьим, отступающим кораблем... О бой был неравным, подводная лодка получила многочисленные попадания снарядов и затонула со всем экипажем.

Подводная лодка Н-27 (бывшая германская лодка U-3515, серия XXI)

В конце II мировой войны германский подводный флот, потопивший огромное число боевых и торговых кораблей и судов союзников, сам оказался в тяжелом положении. Огромное число противолодочных кораблей и самолетов, что называется, "не давали носа высунуть" немецким субмаринам, все еще пытавшимся атаковать конвои. Оснащенные радарами и гидролокаторами корабли и самолеты обнаруживали подлодки и над водой, и под водой, атакуя их при этом без промедления. Сотни лодок нашли могилы на дне морей и океанов.

И тогда немецкие конструкторы разработали новый тип океанских подводных лодок, так называемых "электролодок". Они оснащались огромным числом аккумуляторов, отчего их подводная скорость увеличивалась вдвое, увеличился запас торпед, лодки могли длительное время не всплывать, осуществляя регенерацию воздуха при помощи выдвигаемой над поверхностью воды трубы-"шнорхеля". Это были эволюционные лодки, но шел уже 1944-й год, лодки строились десятками, с применением секционного метода.Увы, дни "тысячелетнего рейха" были сочтены, в строй вошла только одна лодка, прочие проходили испытания и после Победы были захвачены союзниками и поделены между ними. Советскому Союзу достались 4 таких лодки, вошедшие в состав Балтийского флота. В 1946-48 гг. эти лодки были изучены и испытаны, а в 1958-59 гг. были исключены из состава флота и сданы на слом. Только лодка Н-27 использовалась в качестве учебно-тренировочной станции до 1972 года, а затем тоже пошла на слом.

Встреча подводной лодки К-22 с аварийной Щ-421

Во время Великой Отечественной войны подводная лодка Щ-421 Северного флота, находясь в патрулировании у берегов Северной Норвегии, подорвалась на немецкой мине. Поскольку взрыв произошел поблизости от лодки, она не затонула, но все механизмы были сорван и силой взрыва со своих мест и корабль оказался небоеспособным, Соляр для дизелей вытек через пробоины и лодка была обездвижена... Спасала непогода — немецкая авиации не летала, иначе лодка тотчас была бы обнаружена и потоплена. Удалось дать радиограмму в базу, чтобы выслали помощь, а, чтобы удалиться из видимости с норвежского берега, подводники сшили из дизельных брезентовых чехлов импровизированный парус; лодке удалось отойти от берега.

Тем временем на помощь шла большая подводная лодка К-22, командир которой получил приказ "при имеющейся возможности прибуксовать поврежденную Щ-421, а при отсутствии таковой — снять экипаж и уничтожить "щуку".

Лодки встретились в штормовом море, командиры пытались приступить к буксировке: но непогода рвала буксировочные концы. В итоге лодки нисколько не продвинулись вперед, и тогда решено было аварийную лодку уничтожить — небо прояснилось и следовало ожидать появления немецких самолетов. Сначала по спасательным концам, а затем, рискуя повредить и К-22, "борт о борт", экипаж аварийной лодки был снят. К-22 развернулась и выстрелила торпедой по оставленной "щуке".Взрыв переломил лодку пополам, она затонула, а К-22 со спасенным экипажем Щ-421 вернулась в базу.

Гибель немецкого линкора "Bismark" 27.05.1941

Новейший, только что вступивший в строй сверхмощный линкор "Бисмарк" Гитлер решил сразу испытать "на деле" — корабль должен был, пройдя Северное море, обогнув Исландию, выйти на просторы Атлантики и огнем своей артиллерии громить британские конвои с военными грузами. В составе британского флота был лишь один корабль, сопоставимый с "Бисмарком" по вооружению и скорости хода — это линейный крейсер "Худ", все прочие уступали ему.

Пользуясь штормовой погодой, туманами и в полном радиомолчании "Бисмарк" добрался до Датского пролива, отделяющего Исландию от Гренландии и тут был обнаружен радаром британского дозорного крейсера, который вызвал для перехвата 2 мощных английских корабля, одним из которых и был "Худ". Английские линкоры обнаружили "Бисмарка", но в коротком артиллерийском бою им не повезло: пятым залпом "Бисмарка" был поражен погреб боезапаса "Худа", отчего последний в пламени страшного взрыва затонул. Из полутора сотен человек его экипажа спаслось трое...

Эта катастрофа "подняла на дыбы британского льва" — к охоте на "Бисмарка" подключились самые разные корабли английского флота. Самолеты-торпедоносцы с авианосца в последних лучах заката поразили "Бисмарка" торпедой, заклинив у него руль, ночью "Бисмарк" был атакован торпедами эсминцев: хотя и безуспешно. Но на утро 27 мая его наконец-то догнали более слабый по артиллерии линкор "Кинг Джордж V" и более тихоходный, но сильнее вооруженный линкор "Родней", и заговорили мощные морские орудия. Заклиненный руль мешал маневрировать "Бисмарку", зато британские линкоры долго пристреливались прежде чем перейти на поражение. В ходе боя "Бисмарк" получил не менее 50-60 попаданий тяжелых снарядов, корабль был охвачен пламенем, орудийные башни были разбиты, он сильно накренился на левый борт и уходил кормой в воду. Поняв, что для потопления "Бисмарка" у английских линкоров не хватит снарядов, адмирал Тови приказал крейсеру "Дорсетшир" добить его торпедами, что и было сделано. Германский линкор, опрокинувшись, пошел на дно, а более чем из 2 тыс. человек экипажа англичане спасли чуть более 100 человек. Британский флот отомстил за "Худа".

Линейный корабль "Дюк оф Йорк"

Флагманский корабль командующего британским Флотом Метрополии адмирала Брюса Фрейзера в 1943 г. Строился в числе пяти однотипных линкоров типа "Кинг Джордж V".

"Звездным часом" корабля стало участие в бою с немецким линкором "Шарнхорст", имевшем место у берегов Северной Норвегии и известного как "Бой у Нордкапа" 26 декабря 1943 г "Дюк оф Йорк" под флагом Б. Фрейзера осуществлял дальнее прикрытие конвоев, одновременно шедших в Норвежском море в Мурманск и в Англию. В ближнем охранении шли три английских крейсера. Немецкий линкор вышел в штормовое море, чтобы перехватить и уничтожить конвои, не зная, что в море находится британский линкор.

Вступив в бой с крейсерами, "Шарнхорст" пытался пробиться к конвою, но получив в бою повреждения, стал отходить. Крейсера преследовали немецкий линкор, одновременно наводя на него по радио "Дюк оф Йорк".

Англичане смогли отрезать от берега немецкий линкор, и тогда заговорила артиллерия "Дюк оф Йорка"... Попадания тяжелых снарядов сокрушали силу немецкого корабля, на котором одно за другим выходили из строя орудия, была повреждена машина и скорость "Шарнхорста" упала до нуля. Не имея возможности окончательно добить немецкий линкор своими снарядами, адмирал Фрейзер приказал уничтожить "Шарнхорст" торпедами эсминцев, которые в атаках выпустили более 50 торпед, добившись 5-7 попаданий. Окутанный дымом и огнем, "Шарнхорст" затонул в штормовом море. Из экипажа в почти 2 тыс. человек удалось поднять из воды всего 36 немецких моряков.

После войны "Дюк оф Йорк" находился в резерве, а затем был сдан на слом и разобран.

Крейсер "Киров"

Первый крупный надводный корабль, спроектированный и построенный в СССР при содействии итальянских кораблестроителей. Перед Великой Отечественной войной стал как бы "визитной карточкой" Краснознаменного Балтийского флота. Принял активнейшее участие в военных действиях на Балтике с первых дней войны: оборона Таллинна, прорыв в Ленинград, контрбатарейная стрельба по блокирующим Ленинград немецким войскам, противовоздушная оборона города и кораблей флота, стоящи в Неве. Артиллерийским огнем своих 180-мм дальнобойных орудий принял участие в разгроме немецких войск под Ленинградом и прорыве блокады города. Из-за засоренности Финского залива минами в завершающих боях по разгрому Германии участия не принимал, однако, по окончании войны подорвался на непротравленной мине и едва не погиб.

После ремонта и модернизации "Киров" стал учебным крейсером, став "кузницей кадров" возрождающегося ВМФ СССР. Находился в строю флота до конца 60-х, затем был разобран на металл.

Клипер «Ориентал»

К середине 19 века в Западной Европе стал необычайно популярен чай, причем, как уверяли знатоки этого напитка, лучшим сортом считался китайский чай из Гонконга и Фучжоу. Доставка чая из китайских портов осуществлялась на грузовых парусниках и занимала много времени. Поскольку чай тогда считался продуктом скоропортящимся, требовалось ускорить его доставку. И тогда за дело взялись предприимчивые чаеторговцы, обратившиеся к известным судостроителям - требовалось создать максимально быстроходные суда большой грузовместимости. Судостроители не подкачали, и вскоре по океанам поплыли невиданные доселе корабли с длинным и узким корпусом, тремя слегка наклонными мачтами и огромной парусностью, способной улавливать даже малейший ветерок. Это были «чайные клипера» - необычайно красивые и элегантные парусники, с фантастической по тем временам скоростью свыше 20 узлов.

В океанах и портах началась «чайная лихорадка»: владельцы клиперов и чаеторговцы заключали пари, чей клипер скорее придет с чаем из Китая. Победителя ждали в портах Англии большие преференции: налоговые скидки, лучшие грузчики, лучшие причалы и склады...

Строились клипера и в США. В чартерных рейсах, также как и английские «коллеги», они участвовали в доставке чая в Англию.

Одним из крупных клиперов стал североамериканский «Ориентал», построенный в 1849 году на верфи «Браун энд Белл». Судно отличалось рядом усовершенствований, в частности, закрытым, «штормовым» носом, помогающим в шторм не «черпать» воду носовой частью и не снижать скорости движения. Грузовместимость английских клиперов приближалась к 900 тоннам, а «Ориентал» принимал груз в 1033 тонны.

Океанские чайные гонки стали сходить на нет лишь в 80-х годах, когда паровые суда вытеснили парусных конкурентов. Судьба же самого «Ориентала» оказалась недолгой - как и многие другие клипера, он погиб, идя к месту погрузки на реке Миньцзян - судно коснулось отмели, его развернуло течением, опрокинуло и оно затонуло.

На картине же «Ориентал» изображен в свои лучшие годы, возвращающийся в Англию и проходящий вблизи известного маяка-скалы Фастнет у южного берега «Туманного Альбиона». «Ориентал» - лишь одна из большой серии моих картин, посвященных «морским скороходам», «бизнес-шипам», или, попросту, клиперам.